Краткое содержание поэмы «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина

Автор: Админ | Дата публикации: 15.11.2025

первая иллюстрация к поэме медный всадникПоэма открывается торжественным вступлением о рождении Петербурга. Пушкин показывает Петра I на пустынном берегу Невы, где он замышляет будущий город — мощный, открытый Европе, якорный пункт новой России. Проходит сто лет, и поэт любовно описывает уже выросшую столицу: гранитные набережные, мосты, строгую архитектуру, суровую северную красоту. Но за этим величием таится сила стихий, готовая напомнить о себе.

Далее повествование переносится в ноябрьский Петербург. Мрачная погода, ветер, дождь, вздымающаяся Нева — всё создаёт ощущение надвигающейся беды. В это время молодой бедный чиновник Евгений возвращается домой. Он живёт в Коломне, служит где-то «не у знатных», живёт скромно, мечтает лишь о простом счастье. Его единственная радость — любовь к Параше, девушке из бедной семьи, с матерью, живущей у самого залива.

Заснуть он не может: размышляет о бедности, о суровой службе, о том, как сложно пробиться в жизни без связей, и о том, что хотел бы жениться на Параше, устроить тихий дом и прожить с ней до старости. В его мечтах слышится искреннее желание жить честно и просто. Но тревога растёт: вода прибывает, мосты вот-вот разведут, и он понимает, что, возможно, несколько дней не увидит любимую.

Наступает утро — и начинается наводнение. Нева рвётся к морю против ветра, затем, перегнанная бурей, возвращается назад и обрушивается на город. Воды хлещут по улицам, лодки бьются о стены домов, затоплены подвалы, рушатся мосты, плывут обломки домов и даже гробы. Народ в ужасе, город погружён в хаос. Император, наблюдая бедствие с балкона, признаёт, что перед стихией не властны даже цари, и отправляет генералов спасать людей.

Евгений оказывается на Петровской площади. Он сидит на крыльце дома, побелевший, обездвиженный, смотрящий только в одну сторону — туда, где живут Параша и её мать. Он не слышит ни ветра, ни дождя, ни шума волны, подмывающей крыльцо. Вода окружает его со всех сторон; позади неподвижно возвышается памятник Петру I — грозная бронзовая фигура, всадник на вздыбленном коне, словно замерший над бушующей Невой. Евгений не может ни выбраться, ни помочь близким и в отчаянии ждёт неизвестности.

Когда вода отступает, он бежит на другой берег. Переправившись через бушующие остатки волн, он стремглав мчится туда, где стоял дом Параши. Но перед ним — лишь пустота: дом смыт, двор исчез, всё кругом разрушено. В поисках хоть какого-то следа Евгений ходит от места к месту, пытаясь понять, где стоял дом, где ива, где ворота. Осознав страшную правду, он ударяет себя по лбу и безумно смеётся. Его разум не выдерживает удара.

Город постепенно возвращается к жизни. На следующий день торговцы открывают лавки, чиновники идут на службу, жители обсуждают прошедшее бедствие. Но Евгений теперь бродит по улицам тенью: потерянный, оглушённый внутренним шумом, гонимый детскими насмешками и плетьми кучеров, он перестаёт быть частью мира людей. Спит на пристанях, питается подаянием, его одежда рвётся, мысли путаются. Проходит неделя, затем месяц — и он становится беспризорным бродягой, никем не замеченным.

Однажды осенью, проснувшись у пристани в ненастный день, он, блуждая по городу, выходит на знакомую площадь. Перед ним — львы у крыльца, столбы, гранитная ограда, и над всем возвышается Медный всадник. В этот миг его память проясняется: он вспоминает ночь потопа, место, где стоял без движения, и понимает — перед ним символ власти, чья воля создала город на месте, где природа не раз давала о себе знать.

Глядя на грозный профиль Петра, Евгений ощущает в груди взрыв боли и ярости. В его воображении Пётр превращается в властителя судеб, поднявшего Россию «над самой бездной». Внутренний огонь захлёстывает героя: он шепчет памятнику угрозу, страшно дрожа: «Ужо тебе!..» — и убегает. Ему кажется, что статуя повернулась вслед, и он слышит тяжёлый топот бронзового коня — преследование Медного всадника, от которого он мчится по пустой площади всю ночь. С тех пор при виде памятника Евгений вздрагивает, прячет глаза, снимает картуз, идёт стороной, словно боясь вновь пробудить его гнев.

Проходит время. На пустынном островке у берега стоит смытый наводнением домишко. Весной его собираются перевезти, но находят у порога тело Евгения — бедный безумец умер там, где закончилась его надежда и где оборвалась его связь с жизнью. Его тихо, без имени и без похоронной процессии, предают земле «ради бога».

Поэма завершается финальным трагическим аккордом: маленький человек не выдерживает столкновения с исторической мощью города и судьбой, а стихия и власть продолжают существовать, словно ничего не произошло.

Тематика: Краткое содержание