Автор: Админ | Дата публикации: 18.12.2025
Завершив рассказ о своём приходе в монастырь, Иван Северьяныч сталкивается с новым кругом испытаний — теперь уже духовных. На вопрос собеседников об искушениях он спокойно отвечает, что бес мучил его постоянно, как мучит всякого инока. Особенно тяжким было наваждение образа Груши: она являлась ему так живо, будто «ею одною весь воздух дышит». Спасение Иван находит не сам — его наставляет опытный старец, учивший противостоять искушению телесным подвигом: коленопреклонением, бесчисленными земными поклонами и строгим постом. Через истощение плоти искушение отступает.
Со временем «большой бес» перестаёт являться в соблазнительном образе и появляется лишь жалко, визгливо, как поверженный враг. Но на смену ему приходят «мелкие бесенята» — пакостливые, насмешливые, досаждающие в быту. Их проделки приводят Ивана к череде нелепых и тяжёлых происшествий: ночное «привидение» в конюшне оборачивается монастырской коровой, рассечённой топором; во время службы Иван в раздражении опрокидывает подсвечники, решив, что бесы вырывают свечи из рук.
За это его собираются судить, но за Ивана заступается слепой старец Сысой. По благословению игумена его без суда сажают в погреб, где он проводит всё лето. Это заточение Иван переносит смиренно: слышит колокольный звон, принимает послушание — мелет соль, беседует с приходящими. Именно в погребе с ним происходит новый перелом: размышляя о собственной «самоничтожности», он начинает молиться о даровании иного духа.
Чтение жития Тихона Задонского и газет приводит Ивана к внезапному «разумению»: слова апостола Павла о мнимом мире и внезапном всегубительстве наполняются для него тревожным смыслом. Он начинает плакать о судьбе русского народа и говорить о грядущей войне. Это принимают за опасное духовное возбуждение. Ивана переводят в отдельную избу, ставят перед ним икону «Благое молчание» и запирают, велев молиться и молчать, пока «провещающий дух» не умолкнет.
Лекарь, осмотрев Ивана, не может решить, кто он: простодушный человек, безумец или подлинный провидец. По его совету Ивана отпускают странствовать. Теперь он идёт на богомолье в Соловки — поклониться Зосиме и Савватию «перед смертью». На вопрос, отчего он говорит о смерти, Иван отвечает просто: потому что скоро будет война, и он пойдёт воевать за народ, сняв клобук и надев солдатскую амуницию. На этом его исповедь заканчивается — в состоянии тихой сосредоточенности и ожидания судьбы.
Тематика: Краткое содержание