Образ персонажа Гордюшки и его роль в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Автор: Админ | Дата публикации: 30.11.2025

иллюстрация гордюшка леди макбет мценского уездаГордюшка появляется в повести всего один раз — и именно эта краткость делает его образ показательно точным. Это не герой и не участник драмы Катерины Львовны, а один из тех «рядовых» арестантов, которых Лесков вводит в текст, чтобы показать реальную, грубую, суровую среду этапа. Гордюшка не имеет портрета: ни возраста, ни внешности, ни биографических подробностей. Он появляется только голосом — единственной репликой, сказанной на пароме, когда Сергей издевается над Катериной Львовной. На упрёк Фионы Гордюшка спокойно присоединяется: «Не к чести твоей совсем это». Эта короткая фраза — единственное свидетельство его характера.

Лесков использует этот момент не случайно. Гордюшка — часть арестантской массы, но масса у Лескова никогда не обезличена. Каждый такой человек — штрих к общей правде этапной жизни. Из его сдержанного замечания видна простая нравственная прямота: он не кричит, не ругается, но реагирует по-человечески. В его словах — не агрессия, а обыденное чувство меры, то самое тихое недовольство, которое живёт в тесной группе людей, вынужденных идти рядом. Через такие фигуры Лесков показывает, что среди арестантов встречаются разные нравы: и бесстыдная веселость Сонетки и Сергея, и спокойная доброта Фионы, и немногословная совестливость Гордюшки.

Функция Гордюшки в сюжете — подчеркнуть естественный контраст между Катериной Львовной и окружающими. Если для неё паром становится последней точкой внутреннего разлома, то для Гордюшки это просто очередной переход. Он относится к происходящему с точки зрения обыденной справедливости: Сергей ведёт себя «не к чести» — значит, так и надо сказать. Катерина Львовна в этот момент тяготеет к безумию, а Гордюшка — к повседневной норме.

Также Гордюшка важен тем, что он — один из немногих арестантов, чья реакция на унижение Катерины Львовны звучит открыто. Большинство молчат, глядят хмуро, отстранённо. Но через Гордюшку Лесков показывает, что в этой толпе всё же есть люди, которым неприятно видеть чужое зло — не из высоких моральных чувств, а из простой привычки различать приличное и неприличное. Это делает сцену достовернее: в партии идут не злобные тени и не романтические страдальцы, а обычные, разные, живые люди.

По художественной функции Гордюшка — элемент этапной среды, но среда у Лескова всегда живая. Именно такие персонажи оживляют пространство, в котором происходит последняя часть трагедии. Он усиливает впечатление реальности происходящего: рядом с Катериной Львовной идут люди, которые ничего о ней не знают и не хотят знать, люди с собственными бедами, привычками и моральными привычками. И среди них — Гордюшка. Его спокойная, короткая реплика становится штрихом, который помогает понять, насколько чужим и безучастным становится для Катерины окружающий мир.

Так Лесков превращает маленькую, почти незаметную фигуру Гордюшки в часть большого полотна — той суровой, будничной правды, в которой и завершается судьба героини.

Тематика: Образ персонажа