Н. С. Лесков — «Очарованный странник». Глава двенадцатая — краткое содержание

Автор: Админ | Дата публикации: 15.12.2025

очарованный странник 12 глава иллюстрацияИван Северьяныч продолжает рассказ о своём самом страшном загуле, который теперь переходит в состояние почти полного помрачения разума. Выйдя ночью из трактира, он прежде всего проверяет, при нём ли бумажник с деньгами, и осознаёт смертельную опасность: тёмная ярмарочная ночь полна грабителей, а его спутник-«магнетизёр» видел, сколько у него при себе средств. В Иване рождается подозрение в предательстве.

В темноте он пытается окликнуть своего спутника и внезапно видит его рядом, словно возникшего ниоткуда. Но Иван не может его узнать: лицо кажется чужим, голос — не тем. В сознании начинаются провалы памяти, спутник говорит странной смесью языков, называет себя магнетизёром, «не совсем чёртом, а около того». Иван то вспоминает его, то снова забывает, замечает у него два носа, ощущает нарастающее искажение восприятия.

Магнетизёр уверяет, что действует Ивану во благо, что освобождает его от пьянства и передаёт ему особую силу. Он объясняет забывчивость «магнетическим действием» и начинает странный обряд: перебирает пальцами волосы Ивана на затылке, словно пытаясь проникнуть внутрь его головы. Иван ощущает, будто чужая воля вселяется в него и смотрит на мир его глазами, а собственное зрение утрачено.

Реальность начинает распадаться. Ивану мерещатся отвратительные рожи, будто подстерегающие его в темноте, заговоры об убийстве ради денег, шум, визг и гиканье. Одновременно магнетизёр сияет странным светом и действует над Иваном руками, будто совершая неведомое таинство. Лишь свет из окон дома, у которого Иван стоит, постепенно возвращает ему частичное сознание.

Понимая, что происходит нечто нечеловеческое, Иван прямо называет спутника бесом и требует либо разбудить его, либо исчезнуть. Тот отвечает, что ещё «не время», что Иван не способен вынести того, что происходит в «воздушных сферах», и начинает говорить возвышенным, почти церковным языком, сравнивая слышание мира с игрой на гуслях. Эти слова действуют на Ивана как живая вода — не смыслом, а звучанием.

Наконец магнетизёр объявляет, что с Ивана довольно, и «пробуждает» его странным образом: даёт крошечный кусочек грязного сахара, называя его «магнитным сахаром-ментором». Иван машинально сосёт сахар, и в этот момент магнетизёр исчезает — ушёл ли он в темноту или вовсе провалился, Иван не знает.

Оставшись один, Иван обнаруживает, что не понимает, где находится и что перед ним: дом ли это или наваждение. Однако он решает войти внутрь и проверить реальность происходящего, уповая на то, что, если это обман чувств, он сможет отогнать его молитвенным словом. На этом граница между видением и действительностью остаётся неразличимой, а глава завершается состоянием крайнего духовного и психического напряжения.

Тематика: Краткое содержание