Краткое содержание оперы «Князь Игорь» Александра Бородина

Автор: Админ | Дата публикации: 10.12.2025

князь игорь бородина иллюстрация к краткому содержанию оперыВ Путивле готовятся к походу: князь Игорь, его сын Владимир и родичи собирают рать, народ славит князей и желает победы. Но внезапное солнечное затмение омрачает торжество. Народ и бояре воспринимают знак как дурное предзнаменование, однако Игорь решительно объявляет, что долг и честь не позволяют ему отказаться от похода. Ярославна умоляет мужа остаться — тревожные предчувствия не дают ей покоя, но Игорь тверд: он идет «за Русь, за веру». Князь поручает супругу Владимиру Галицкому и с благословением старца выступает в степь. В толпе два гудошника, Скула и Ерошка, тайком бегут со службы, надеясь пристроиться к Галицкому.

В первой картине действия Игоря уже нет: в Путивле хозяйничает Владимир Галицкий, пьяный и своевольный. Его челядь славит князя за удаль, а сам он мечтает захватить власть в городе. Девушки врываются во двор: Галицкий насильно увёл одну из них. Князь насмехается, грозит и не собирается отпускать пленницу. Народ, подогретый гуляками Скулой и Ерошкой, ропщет и даже подумывает посадить Галицкого на княжение, ведь Игорь далеко, рать ушла, помощи нет.

В это время Ярославна в тереме скорбит о муже, тревожно ждет вести. К ней приходят девушки с жалобами на буйства Галицкого: без власти Игоря тот бесчинствует, как враг. Ярославна возмущена, но едва успевает выслушать жалобщиц — входит сам Галицкий. Он грубо требует выгнать девушек, хвастается своими «забавами» и приказывает княгине принимать его как гостя. Когда Ярославна угрожает пожаловаться Игорю и отправить брата к отцу в Галич, тот дерзит, затем пытается ухаживать за ней, но после резкого отказа уходит, не скрывая наглости.

В финале действия приходят думные бояре с тяжкой вестью: рать Игоря разбита, князь ранен и взят в плен вместе с сыном и братом. Над Путивлем поднимается пожар — половцы под предводительством хана Гзака подходят к городу. Женщины воют, бояре собираются на стены и обещают Ярославне держать оборону. Над городом гремит набат.

Действие переносится в половецкий стан. Девушки поют о любви и ожидании, затем Кончаковна мечтает о свидании с Владимиром Игоревичем. Пленников встречают ласково — степнячки носят им кумыс и пищу. Ночью Владимир крадётся к шатру Кончаковны: влюблённые признаются друг другу в любви, мечтают о браке, но понимают, что Игорь пока не разрешает думать о свадьбе в плену. После их тайного свидания на сцене появляется Игорь, остающийся один со своими тяжёлыми думами. Князь Игорь один встаёт перед зрителем: он вспоминает свою судьбу — победы и поражение, гибель рати, плен. Его мучает позор и тревога за Русь, которую некому защищать. Овлур, крещёный половчанин, предлагает тайный побег. Игорь сначала отвергает мысль бежать, ведь он «гость» хана, но в сердце понимает неизбежность: только свобода позволит спасти родину.

Появляется Кончак. Хан относится к Игорю как к почётному пленнику и предлагает богатые дары, а затем — союз. Он даже готов отпустить князя, если тот обещает не поднимать против него оружие. Игорь решительно отказывается: свободен — значит снова поднимет полки против половцев. Кончак ценит эту прямоту, но не меняет своего отношения: пленник остаётся уважаемым гостем.

Празднества продолжаются: звучат знаменитые половецкие пляски, поют невольницы. После победного марша войска Гзака становится ясно: половцы разгромили Римов, сожгли Путивль, увели множество людей в полон и хвалятся силой. Русские пленники стенают, а Владимир уговаривает отца бежать: иначе погибнет Русь. Игорь принимает решение.

Когда стража, опоённая кумысом, засыпает, Овлур подаёт сигнал. Но между побегом становится Кончаковна: она умоляет Владимира взять её с собой, готова стать рабой ради любви. Появляется Игорь и пытается увлечь сына. Между долгом и чувством Владимир мучительно разрывается, но выбор делает отец. Звучит свист — пора. Игорь уходит, призывая сына следовать за ним, но Владимир остаётся — любовь к Кончаковне связывает ему волю. Когда Игорь исчезает в ночи, Кончаковна, в отчаянии, бьёт тревогу.

Половцы сбегаются. Кончаковна просит пощадить Владимира, которого хотят привязать к дереву и застрелить; она готова умереть с ним. Приходит Кончак: он хвалит смелость Игоря и приказывает не трогать княжича. Стражей — казнить. Ханы спорят, требуют казни пленников, но Кончак находит решение: Владимир станет мужем Кончаковны. Звучит приказ: в поход на Русь.

Четвёртое действие возвращает нас в Путивль. Ярославна на городской стене оплакивает Игоря, обращается к ветру, Днепру и солнцу, вспоминает трагические события, разрушенные сёла и оставшуюся без мужей землю. Через слёзы она видит двух всадников. Сначала пугается, но затем узнаёт дорогие черты — это Игорь, вернувшийся с Овлуром. Их встреча полна радости и облегчения: счастье и покой будто возвращаются в дом. Игорь рассказывает о побеге и берёт на себя обязанность вновь собрать князей и противостоять ханам.

На площади появляются Скула и Ерошка. Они поют насмешливую песню об Игоре, но, увидев князя, в ужасе начинают искать способ избежать наказания. Находят единственный путь — поднять колокольный звон и объявить радость всему городу. Сбегается народ: сомнение сменяется ликованием, когда подтверждается — Игорь действительно вернулся. Люди славят князя, несут хлеб-соль, встречают его как спасителя. Старцы благословляют мир и окончание бедствий. Толпа окружает Игоря, и над Путивлем вновь звучат песни радости.

Тематика: Краткое содержание