Краткое содержание Повести «Гобсек» Оноре де Бальзака

Автор: Админ | Дата публикации: 10.12.2025

гобсек оноре де бальзак иллюстрация к краткому содержаниюЗимой 1829–1830 года в доме виконтессы де Гранльё адвокат Дервиль замечает симпатию её дочери Камиллы к молодому графу Эрнесту де Ресто. Семья обеспокоена: мать Эрнеста, графиня Анастасия де Ресто, запятнала себя скандалами, долгами и связью с блестящим, но порочным игроком Максимом де Трайлем. Чтобы изменить отношение виконтессы к Эрнесту, Дервиль рассказывает историю о человеке, который некогда решал судьбы многих — о ростовщике Гобсеке.

Юный Дервиль жил по соседству с загадочным стариком Жаном-Эстером ван Гобсеком — сухим, бесстрастным, почти бесцветным человеком с глазами хорька и жизнью, сведённой к строгой экономии и наблюдению за человеческими слабостями. Почти безмолвный аскет, он копил состояние, превращая нужду других в источник власти. В редких доверительных беседах Гобсек открывался: он прошёл моря, колонии, войны, сделки с пиратами и купцами и вынес из мира лишь одну истину — единственная прочная реальность в человеческой жизни — это золото, а всё остальное — иллюзия.

В один из дней Дервиль стал свидетелем того, как Гобсек собирает долги. Он попадает в спальню прекрасной графини (Анастасии де Ресто), где роскошный беспорядок после бала скрывает внутреннюю тревогу. Из-за долгов она вынуждена отдавать ростовщику драгоценности. Граф внезапно заходит, и женщине приходится скрывать истинную причину визита Гобсека. Старик принимает у неё бриллиант, но, увидев её отчаяние, позже возвращает ей часть суммы через посредника — каприз его странной, но не совсем мёртвой души.

В тот же день Гобсек приходит к бедной швее Фанни Мальво — честной и трудолюбивой девушке. Контраст между распущенной роскошью графини и тихой порядочностью Фанни поразил молодого Дервиля. Позже он женится на Фанни, а в годы учёбы и начала карьеры именно Гобсек помогает ему купить нотариальную практику, давая деньги под высокий процент, но без унижений — ценя в юноше честность и ясность намерений.

Главный узел истории возникает вокруг семьи де Ресто. Графиня Анастасия, ослеплённая страстью к Максиму де Трайлю, раз за разом втягивает семью в долги, распродаёт драгоценности и вынуждена искать деньги у Гобсека. В момент нового отчаянного визита она пытается заложить комплект фамильных бриллиантов, но юридически сделка невозможна без согласия мужа. Гобсек, поняв риск, предлагает иной путь: покупку почти за бесценок, но без формального договора.

Присутствующий Дервиль пытается защитить графа, намекая графине на правильный шаг — обратиться к мужу. Но Максим уговаривает её принять условия ростовщика. В итоге Гобсек получает драгоценности, а вместе с ними — очередное доказательство власти денег над человеческими слабостями.

Вскоре граф де Ресто тяжело заболевает. Поняв, что жена погубит состояние, он, воспользовавшись предложением Гобсека и при участии Дервиля, передаёт своё имущество ростовщику как фиктивному покупателю и тайному доверенному, чтобы после его смерти средства перешли к старшему сыну Эрнесту. Но графиня, следя за каждым его движением, пытается перехватить документ. Перед смертью граф вручает Эрнесту письмо для Дервиля, надеясь успеть отправить его, но графиня, выследив мальчика и взломав комнату мужа, находит бумаги и в отчаянии сжигает их, не понимая, что уничтожает не ловушку, а защиту собственных детей.

Когда Дервиль и Гобсек приходят опечатать имущество, они застают разгром: бумаги разбросаны, матрас сорван, граф ещё не остыл. Графиня стоит среди хаоса, не в силах произнести ни слова. Дервиль успевает спасти лишь клочок документа, но юридически это уже ничто. Гобсек спокойно заявляет: имущество продано законно, и теперь принадлежит ему — он воспользуется её преступлением, как бы подтверждая свою веру: мир принадлежит тому, кто держит в руках золото.

После смерти графа Гобсек становится владельцем его дома и других ценностей. Он арендует имущество, растит капитал, а сам, старея, превращается в пленника своих накоплений. Дервиль, спустя годы навестив его, видит мрачную картину: старик, лежащий в постели, охраняет комнаты, доверху забитые коробками, едой, драгоценностями, которые портятся и гниют, потому что он не может ни продать, ни использовать их. Его жадность стала безумием.

Перед смертью Гобсек видит галлюцинации из «живого золота» и завещает Дервилю разыскать наследницу — девушку по прозвищу Ла Торпилья. Когда он умирает, Дервиль обнаруживает в золе камина целые горы монет и расписок, а в дальних комнатах — залежи товаров, драгоценностей, мебели. Всё это — бесцельное богатство, которому старик посвятил жизнь и которое так и не принесло ему радости.

В конце рассказа Дервиль сообщает виконтессе де Гранльё, что теперь, после смерти Гобсека и юридического оформления наследства, Эрнест де Ресто получает состояние, достаточное для брака с Камиллой, а также для обеспечения матери и младших братьев. История Гобсека становится предостережением о том, как желание владеть может лишить человека всего человеческого — и тела, и сердца, и смысла жизни.

Тематика: Краткое содержание | Теги: Психологическое, Социальное