Цитатный образ генерала Иволгина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Автор: Админ | Дата публикации: 01.12.2025

генерал иволгин иллюстрация к цитатному образуОбраз генерала Ардалиона Александровича Иволгина — один из самых запоминающихся в романе «Идиот». Достоевский показывает человека, в котором смешались смешное и печальное: громкие словечки, фантастические «бывальщины» и манеры бывшего офицера соседствуют с бедностью, пьянством и растерянностью. Поэтому Иволгин вызывает не только смех, но и искреннее сочувствие: перед нами человек, пытающийся удержать уважение к себе, когда всё вокруг рушится.

1. Склонность к фантазированию и самовозвеличиванию

Генерал живёт в мире собственных выдумок. Стоит ему начать говорить — и он превращается в героя невероятных подвигов. Одна из самых ярких его историй — о «тринадцати пулях» в груди:

«Человек, у которого в груди тринадцать пуль… вы не верите? А между тем единственно для меня Пирогов в Париж телеграфировал и осажденный Севастополь на время бросил…»

Эта формулировка звучит громко и даже комически, но за ней — важная черта героя: он фантазирует, чтобы забыть о реальной бедности и потере положения. В мире, где он больше никому не нужен, Иволгин создает себе прошлое, которым может гордиться.

2. Иллюзии социального положения

Иволгин не хочет признать, что его больше не принимают в высшем обществе. Он уверяет князя Мышкина, будто до сих пор связан с влиятельными людьми:

«Вот этот дом, да еще три дома на Невском и два в Морской – вот весь теперешний круг моего знакомства… Я же еще продолжаю вспоминать… и, так сказать, отдыхать в образованном кругу общества прежних товарищей…»

Эти слова звучат уверенно — но дальше становится ясно, что генерал путает дома, адреса и людей. Сам он неожиданно признаётся:

«…мы не совсем туда заходили… Соколовичи… в другом доме живут и даже, кажется, теперь в Москве. Да, я несколько ошибся, но это… ничего.»

Так постепенно раскрывается его трагедия: он теряет связь с реальностью, но отчаянно пытается сохранить образ «бывшего человека» — того, кем когда-то был.

3. Падение: пьянство, бедность, финансовая несостоятельность

Одна из самых сильных сцен — визит к капитанше Терентьевой. Она безжалостно перечисляет всё, что генерал «перетаскал» и продал:

«…этот бесстыдный человек не пощадил моих сиротских детей! Всё ограбил, всё перетаскал, всё продал и заложил, ничего не оставил…»

На фоне её отчаяния поведение Иволгина выглядит почти нелепым: он едва входит в дом — и тут же засыпает на диване:

«…только что дотронулся до дивана, как тотчас же склонился набок, повернулся к стене и заснул сном праведника.»

Это трагикомический контраст: смешно — но в то же время грустно, потому что за этим сном — усталость сломленного человека.

Позже, в конце романа, Иволгина сажают в долговое отделение. Его возглас:

«Доверяйся после этого людям, выказывай благородную доверчивость!»

становится горьким итогом его жизненного пути.

4. Желание сохранить достоинство

Даже в падении генерал цепляется за «честь», как за последнюю опору. Он важно представляется:

«Ардалион Александрович Иволгин… старый, несчастный солдат и отец семейства…»

Он хочет казаться тем, кем был — офицером, человеком с опытом и званием. Так же звучит его любимая фраза:

«Кто говорит «Иволгин», тот говорит «стена»: надейся на Иволгина как на стену…»

Но читателю видно, что он давно перестал быть опорой даже для себя. Это несовпадение мечты и реальности делает героя особенно трогательным.

5. Потребность в уважении и любви

Иволгин — человек впечатлительный и ранимый. Он быстро привязывается к тем, кто его слушает или проявляет внимание. Встреча с князем Мышкиным вызывает в нём бурю чувств:

«Он! Он!… припомнил безвозвратное прошлое…»

Эта реплика показывает, как сильно он живёт переживаниями и воспоминаниями. Его легко ранить — и особенно обидеть. Внутри своей суетливой комичности он остаётся человеком, который хочет, чтобы его уважали хотя бы немного.

6. Комизм и трагедия образа

Самая яркая двойственность Иволгина — то, как рядом существуют смешное и страшное. Одно из лучших проявлений — сцена, где он поучает Ипполита:

«Не застрелится; балует мальчишка!»

Звучит резко и уверенно, но мы-то знаем, что сам генерал постоянно делает глупости и не может справиться даже с собственными делами.

Это и есть суть его трагикомичности: он пытается быть авторитетом, когда у него уже нет ни силы, ни права на эту роль.

Заключение

Образ генерала Иволгина — это соединение смешного и грустного, хвастливого и беспомощного, мечтательного и разрушенного. Достоевский показывает, как человек, потерявший своё место в жизни, начинает жить фантазиями, чтобы не видеть собственного падения.

Иволгин — не злодей и не карикатура, а человек, который отчаянно пытается удержать остатки чести и достоинства. Его нелепость вызывает улыбку, но за ней всегда чувствуется боль. Именно поэтому образ Иволгина так запоминается и становится важной частью нравственно-психологической структуры романа. Через него Достоевский поднимает тему: как человек переживает унижение, потерю себя и разрушение собственной личности.

Тематика: Образ персонажа