Автор: Админ | Дата публикации: 16.12.2025
Иван Северьяныч завершает рассказ о последствиях цыганского разгула. Магнетизёр, как и обещал, «свёл» с него пьяного беса: с той ночи Иван больше не пьёт вовсе. Однако вместо одного наваждения приходит другое — блуд и смятение. Вернувшись домой, Иван переживает тяжёлое помрачение: ему кажется, что он не может «найти края», он блуждает, падает и в припадке разрушает хозяйскую горку с хрусталём. Это оказывается следствием горячки; Ивана спасают, лечат, но пережитое лишь укрепляет ощущение вмешательства чужой, неведомой силы.
Объяснение с князем происходит неожиданно просто. Князь, сам проигравшийся и надломленный, не требует отчёта за промотанные деньги и признаётся, что сам заплатил за Грушу несравнимо больше. Для него это не безумие, а жертва «артиста», человека, способного погибнуть ради красоты. Иван, потрясённый, впервые ясно формулирует для себя мысль: красота — «природы совершенство», за которое гибнуть не страшно, а даже радостно.
Князь приводит Грушу в дом. В тишине она поёт и плачет; её песня и страдание действуют на князя исцеляюще — он рыдает, молится музыкой, а она, смягчившись, утешает его, словно мать. Иван понимает, что между ними происходит не страсть, а глубокое, опасное соединение боли и утешения. Осознав это, он тихо уходит, не вмешиваясь.
На вопрос слушателей, не после ли этого он ушёл в монастырь, Иван отвечает отрицательно: путь его ещё не завершён. Ему предстоит увидеть, к чему приведёт судьба Груши, и лишь затем его собственная жизнь будет «зачёркнута» и приведена к окончательному решению.
Тематика: Краткое содержание