Краткое содержание образа хана Агашимола в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Хан Агашимола — эпизодический степной владыка, упоминаемый Иваном Флягиным в рассказе о его жизни среди кочевников, когда хан Агашимола подвохом увёл его из орды Чепкуна Емгурчеева. В отличие от хана Джангара, Агашимола не появляется в развернутых сценах и не получает внешнего портрета: его образ складывается исключительно из кратких реплик рассказчика и описания поступков.
Агашимола представлен как хан «из дальней орды», чьи кочевья располагались у Каспия. Он действует не открытой силой, а обманом: именно подвохом он уводит Ивана Флягина от Емгурчеева, фактически присваивая его себе. Этот поступок показывает иную форму степной власти — не ярмарочно-публичную, а скрытую, основанную на хитрости и личной выгоде.
Главная причина интереса Агашимолы к Флягину — его целительские способности. Хан охотно использует Ивана как знахаря, рассчитывая с его помощью лечить ханшу, и обещает за это богатую плату скотом. Таким образом, Агашимола предстает как практичный и расчетливый правитель, для которого человек ценен прежде всего как полезный ресурс.
В системе степных образов повести хан Агашимола противопоставлен Джангару. Если Джангар олицетворяет устойчивый порядок, публичный закон силы и молчаливое достоинство власти, то Агашимола воплощает кочевую нестабильность, личную выгоду и произвол. Его образ не развивается и не получает моральной оценки, но служит важным звеном в пути Флягина, показывая, что в степи власть может быть не только явной и ритуализированной, но и коварной, зависящей от случая и обмана.
Автор: Админ | Дата публикации: 15.12.2025
Где встречается
-
Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков
Философская повесть о судьбе человека, ищущего смысл и истину через испытания. Путь героя отражает духовные искания, внутреннюю силу и живую народную мудрость.